Григорий Аредаков: «Меня заботит профессионализм нынешних театральных критиков» Художественный руководитель театра драмы им. И.А. Слонова, народный артист России - Как Вы относитесь к публикациям, сюжетам о Вас в СМИ? - Отношение к таким публикациям у меня делится: если пишут про меня, я это не очень люблю. Потому что заметки появляются, в основном, по поводу очередной круглой даты. И, естественно, сам жанр требует дифирамбов. Но если появляются публикация и сюжеты про театр -- я рад. Это значит, что мы доносим наше искусство не только до наших зрителей, но и до телезрителей, и до читателей газет. - Как Вы с ними поступаете (храните публикации, записываете ролики и т. д.)? - Все статьи о театре, рецензии на спектакли хранятся в нашем архиве. Занятно бывает лет через 10-20 это все почитать: что писали о постановке в газете «Коммунист» и кто это писал. Любопытно сравнивать, как иной раз меняется мнение пишущего - то, что он десять лет назад ругал, теперь начинает хвалить. А то, что пишут про меня лично, - нет. не храню. Я прочитал, выводы сделал, и «спасибо»! Вот мама моя, когда жива была, собирала заметки. И я ей за это благодарен. Вообще, мне кажется, такие вещи, как коллекция публикаций, лучше удаются близким людям. - Каких материалов о Вас проходит в СМИ больше: положительных, отрицательных, объективных? - О театре, слава Богу, за последнее время больше положительных. Насчет объективности: в искусстве вообще невероятно сложно быть объективным. Каждый журналист высказывает свое мнение о том или ином спектакле, основываясь на своем художественном вкусе. Меня заботит профессионализм нынешних театральных критиков. Сейчас модно быть многостаночником - и об экономике, и о политике и о культуре пишет один и тот же человек. Возможно, это неплохо для редакции - и для самого журналиста. Но лично мне хотелось бы иметь дело со специалистами в этой области. К примеру, Марина Дмитриевская - критик из Санкт-Петербурга - может написать о постановке зло и едко, но ее интересно читать: ее мнение профессионально, основано не только на «понравилось - не понравилось», а на знаниях и опыте. А вообще, о театре должен писать человек, который любит этот вид искусства. Что касается материалов обо мне, то они в основном положительные. - С авторами каких публикаций и сюжетов предпочитаете общаться? - У нас в театре мы с удовольствием общаемся с авторами любых публикаций. Со всеми корреспондентами. Я понимаю прекрасно, что это их работа, а подчас и кусок хлеба. К тому же хочется верить, что мы с прессой близки по идеалам - и вы, и мы сеем разумное, доброе, вечное. Нравится работать с юными журналистами, которые еще ничего не понимают - им можно многое объяснить с азов, попробовать вырастить настоящих театральных критиков. Личных близких знакомых у меня среди журналистов очень мало. - Стараетесь ли оградить Ваших родных, близких от материалов о Вас? - Слава Богу, я не телезвезда. О моей личной жизни пишут мало. Стараюсь не совершать в жизни таких поступков, за которые мне потом будет стыдно, особенно, если материал о них появится в прессе. - Должен ли человек Вашего статуса судиться со СМИ? - Я лично ни с кем никогда не судился и судиться не собираюсь. В суд, я считаю, надо подавать только в крайних случаях - если оклеветали, оговорили, оскорбили человеческое достоинство или достоинство театра. Или же публикация нанесла театру невосполнимый моральный или материальный вред. Читали Мопассана «Милый друг»? Насколько у них было все проще в этом плане. Написал молодой человек статью, которая задела другого юношу. Тот вызвал обидчика на дуэль, и они стрелялись. Но чтобы не убить друг друга, стреляли в воздух. Видимо, пиар и в то время был силен, поэтому в газетах писали, что дуэлянты обменялись двумя выстрелами. - Саратовские СМИ - это... - ...это клон всех федеральных СМИ. Я не очень часто читаю газеты, некоторые не читаю вообще. Особенно те, что с желтизной, - пишут либо небылицы про личную жизнь ярких личностей, либо выполняют политический заказ. Не читаю тенденциозную прессу. Иногда достаточно просмотреть один номер какого-либо издания, чтобы понять его направление и сверхзадачу. Это касается всех СМИ, не только саратовских. А так наши газеты, журналы - те же щи, но пожиже. «Время» 21.12.2009